Предыдущая   На главную   Содержание
 
 

Йоэль Яакоби
Партнер Всевышнего
«Бешева»

«Там мы оставили все общественные посты в руках неевреев, здесь мы оставили их в руках евреев, далеких от религии. Но Всевышний желает, чтобы мы взяли власть в свои руки», – говорит рав Йоэль Шварц, известный машгиах (духовный наставник) и автор около двухсот книг по еврейскому закону, еврейской этике и еврейскому мировоззрению.
Рав Шварц верит в учение об Избавлении Виленского Гаона, изложенное в книге «Коль атор». Согласно нему, мы должны стать партнерами Творца в том, что происходит в мире, чтобы приблизить окончательное избавление. Кроме того, он является раввином бней-ноах (праведных неевреев), сотрудничает с предприятием «Алей-Катиф» , опекает харедимное подразделение ЦАХАЛа и открывает все новые и новые гематрии.
О Хиде рассказывают, что он написал 83 книги по количеству прожитых лет. Мы желаем раву Йоэлю Шварцу, одной из самых притягательных и любопытных фигур мира Торы нашего поколения, долгих дней и лет жизни, однако вряд ли он уподобится Хиде в этом плане. Просто потому, что до сегоднешнего дня рав Шварц написал уже около двухсот книг на самые разные темы, и все говорит за то, что, с Б-жьей помощью, это еще далеко не все.
Семья Шварц родом из Пресбурга (Братислава). Родители рава Шварца так же как и родители его супруги, с молоком матери впитали учение Хатам Софера , духовного лидера венгерского еврейства, который поддерживал идею заселения Святой земли. Это и побудило Шварцев совершить алию в Землю Израиля еще до Катастрофы.
В Иерусалиме в 1940 году у них родился сын Йоэль. Как и большинство отпрысков ортодоксальных европейских семей, рав Шварц получил образование по системе рава Шимшона-Рефаэля Гирша – «Тора им дерех-эрец» . Вначале он учился в школе «Любицкий», которую сегодня можно было бы отнести к государственно-религиозной системе образования. Начиная с третьего класса он пошел в хедер Хатам Софера, где он учился вплоть до поступления в ешиву «Коль-Тора». Благодаря своему юному возрасту рав Шварц удостоился проучиться у главы ешивы, рава Шломо-Залмана Оербаха не год или два, как принято, а целых три года. После этого он перешел в Поневежскую ешиву (Бней-Брак) и был очарован личностью рава Йосефа Каханемана, возродившего после Катастрофы мир израильских ешив.

В тени мудрецов

В «Поневеже» рав Шварц был весьма близок и к известному духовному наставнику (машгиаху) раву Йехезкелю Левинштейну. Проведя четыре года в «Поневеже», рав Шварц женился и вернулся в Иерусалим, где продолжил обучение в ешиве «Мир». Там его главным учителем был рав Хаим Шмулевич. Между ними возникла тесная связь. И, по-видимому, такое взаимное уважение, что в раввинском одобрении первой книги рава Шварца «Бен Тора и ешива» рав Шмулевич пишет о нем совершенно неординарные вещи.
Проучившись более четырех лет в ешиве «Мир», рав Шварц был приглашен на должность машгиаха новой ешивы «Итри». Затем короткий период времени он проработал в ешиве «Негев» в Нетивоте и в ешиве «Офаким», откуда его вновь позвали в «Итри». В 5744 (1984) году рав Шварц перешел в ешиву для баалей-тшува «Двар Йерушалаим» в иерусалимском районе Хар-Ноф, где он работает и по сей день. Дирекция ешивы позволяет раву Шварцу параллельно с педагогической деятельностью заниматься и многочисленными другими еврейскими проектами в различных областях, среди которых первым, и, пожалуй, самым известным делом является сочинение книг. Мы специально проверили в компьютеризированном каталоге национальной библиотеки количество произведений, которые написал автор Шварц, Йоэль бен Аарон. Компьютер выдал 157 наименований книг, с учетом того что новейшие книги еще не занесены в каталог. Сам рав Шварц не может точно назвать число книг, вышедших из-под его пера, но в общем предполагает, что оно приближается к 200.
«За все время учебы в школе, – вспоминает рав Шварц, – я написал всего одно сочинение. Учитель попросил нас описать какой-нибудь хороший поступок, совершенный нами. Я написал о слепом, которому я помог перейти дорогу. Почему-то именно мое сочинение учитель прочитал вслух перед всем классом. Наверно, потому что это был реальный случай».

Звонок с небес

Силу печатного слова рав Шварц открыл для себя на посту машгиаха «Итри». Однажды один из руководителей ешивы попросил его дать урок по законам отделения трумот и десятин перед иностранными учениками, а затем изложить его на бумаге. Эта идея настолько понравилась раву Шварцу, что он с помощью своих учеников подготовил и издал около ста статей на различные алахические темы. «Если так, – спрашивали его люди, – то почему бы вам ни издать книгу?» Рав ответил им: «Я жду звонка от Всевышнего».
«Звонки» не заставили себя ждать.
Первый «звонок» раздался, когда отец одного из учеников предложил раву Шварцу издать его книгу. Рав подготовил книгу к печати и заплатил определенную сумму редактору, но книга так и не увидела свет, потому что тот родитель внезапно отказался от своего предложения.
Второй «звонок» прозвенел, когда один из учеников «Двар Йерушалаим», занимающийся печатным делом, взял на себя решение технических вопросов издания. Третьим «звонком» стали два уникальных месяца, полные работой, и благодаря зарплате открывшие перед равом Шварцем новые финансовые возможности. Так в 1978 году была издана его первая книга «Бен-Тора и ешива». Весь ее двухтысячный тираж был раскуплен в первый же месяц.
Вторая книга, изданная годом позже, называлась «Отчий дом» и была посвящена теме воспитания детей. В то время книг на подобную тематику еще не существовало. Таким образом, рав Шварц проложил себе дорогу к написанию торанических книг для широкой публики. «Я заметил, что наша классическая литература не слишком затрагивает сердца молодежи, и мне пришла в голову мысль придать древним истинам новую форму», - говорит рав.

Три основных источника оказали влияние на манеру письма рава Шварца. Первым был рав Йеошуа Нойвирт, у которого он учился в «Коль-Тора». Его книга «Шмират шабат кеилхата» («Соблюдение шабата по правилам алахи») сформировала стиль алахических работ рава Шварца. Второй источник – рав Авраам Курман, освещающий в своих книгах многие универсальные факты внешнего мира как вспомогательные материалы для понимания мира Торы. Третьим вообще был не еврей – Дейл Карнеги, у которого рав Шварц перенял технику иллюстрирования абстрактных понятий конкретными, жизненными примерами.
– Откуда вся эта информация, которой полны ваши книги? – спрашиваем мы.
- У меня самого нет точного ответа, – отвечает рав. – Я всегда говорю, что это ангелы пишут за меня и с точки зрения объема информации, и с точки зрения времени, ибо я не имею ни малейшего понятия, откуда оно у меня взялось для написания всех этих книг. Кроме этого, я с детства глотал книги, и все поступаемые в библиотеку книги прежде всего проходили через мои руки. Мои родители, ортодоксальные венгерские евреи, относились к этому положительно. Я проглатывал целые энциклопедии, и к своей бар-мицве прочитал, быть может, около тысячи книг, хотя не исключено, что это в некотором роде преувеличение. Большая доля полученных знаний относится именно к этому периоду.

Книги на любой вкус

Рав Шварц написал серию книг под названием «Чудеса творения», открывающих, как видно из самого названия, чудесные явление природы, чудеса животного мира и человеческого тела. Однако рав Шварц не ограничивается этим. К описанию самого чуда рав добавляет связанные с ним еврейские законы. Например, книга «Небесный свод» содержит частичное описание чудес, сотворенных Создателем в космосе, небесных светилах, атмосфере, а в конце – два приложения: статья о законах благословения Луны и Солнца и статья о запрете рисовать небесные светила. То же самое верно и в отношении всех остальных книг этой серии: «Всевидящий глаз» рассказывает о чудесах глаза, а также о том, на что и как нам разрешено и запрещено смотреть с точки зрения алахи, «Крылатые птицы» повествуют о чудесном мире птиц и связанных с ними законах и т. п. Источником вдохновения для написания этой серии послужила популярная серия «Тайм лайф», «которая представляла собой полнейшую ересь. Я решил, что, с Б-жьей помощью, против каждой их книги я напишу новую книгу, полную веры».
Очередным толчком для написания книг стала библиотека «Бней-Тора», издающая торанические книги, которые продаются широкой публике по себестоимости. Покойный спонсор, Моше Лейбович, стоявший во главе этого начинания, пришел в восторг от книг рава Шварц и издал практически все книги, переданные ему равом. Кстати, в награду за труд рав получал всего десять копий выпущенных им книг. Если ему нужны были дополнительные экземпляры, он, как любой рядовой читатель, должен был покупать их у «Бней-Тора». Сегодня, после кончины спонсора, у рава уже нет достаточных финансовых возможностей, чтобы издавать столько книг, сколько он выпускал в прошлом.

Книги рава Шварца затрагивают различные темы из разнообразнейших областей, включая те, которые до этого мало кем освещались. Наряду со стандартными темами вроде книг о еврейских праздниках в свете алахи и агады и наставлений для учащихся ешив, у него можно найти и такие книги, как торанический справочник по искусствам (живописи, скульптуре, литературе, танцевальному искусству, а также по законам татуировки) и тораническое руководство для геров.
«Все книги были следствием возникающего определенного спроса, – объясняет рав Шварц. – К примеру, руководство для геров я написал, когда давал лекции в аудитории, состоявшей целиком из геров. И им было необходимо письменное руководство к жизни. Книгу по обучению детей с проблемами развития я издал по просьбе моего ученика, чей сын учился в учреждении подобной системы образования. Он попросил меня написать книгу на эту тему, когда его сын достиг возраста бар-мицвы, и издал ее за свой счет».

Книга законов для неевреев

Одна из сфер деятельности рава Шварца – это работа с неевреями, точнее, с теми из них, кто заинтересован в соблюдении семи заповедей сыновей Ноаха, к которым обязывает их Тора. На рава произвело сильное впечатление чтение книги «Еврейский народ и человечество» рава Элияу Бен Амозега из Ливорно. Книга развивала тему сыновей Ноаха, и рав Шварц почувствовал, что в действительности мало кто придает ей серьезное значение, «потому что мир находится в состоянии серьезного религиозного кризиса».
«Однажды ко мне обратился христианский священник, – рассказывает рав Шварц. – По его словам, христиане отвернулись от христианства и только около трех процентов остались христианами». Рав решил написать руководство по этой горячей теме и послал рукопись Любавическому ребе, однако ответа не получил. Рав Шварц решил не издавать книгу («Кому это интересно?»), и долгие годы она пролежала в ящике его стола. В конце концов рав все-таки решил ее издать, предположив, что, может быть, найдутся те, кому она пойдет на пользу. Так вышла в свет книга «И вы – свидетели мои».
Ученик рава, проживавший в Германии, привел к нему своих друзей – студентов теологического факультета, «христиан, которые пришли, чтобы понять, где и в чем они ошибались». Эта группа перевела книгу на немецкий язык. Другой ученик, преподававший женщинам, прошедшим гиюр, перевел ее на французский. Книга была также переведена на английский, русский, венгерский, испанский, немецкий и арабский языки.
Рав Шварц рассказал нам историю арабского перевода этой книги. «Однажды я сидел на скамейке, а рядом со мной – старичок-араб. Вдруг он обратился ко мне с просьбой объяснить ему сложную Мишну. Оказалось, что до Войны за независимость он учился в Еврейском университете и перевел Мишну на арабский язык. Я заплатил ему, чтобы он перевел мою книгу на арабский, а потом попросил своих арабоязычных учеников ешивы откорректировать перевод».
С этим переводом связана следующая неординарная история: «Распространитель книг среди арабов рассказал мне, что к нему обратились родители двух арабских подростков и сказали, что книга спасла их детей от участи террористов-смертников. С ее помощью они осознали, что можно приблизиться к Всевышнему и без того, чтобы пойти на самоубийство». Рав обратился в разведывательный отдел ЦАХАЛа и предложил опробовать это новое (читай, хорошо забытое старое) оружие для борьбы с терактами, но в армии об этом не захотели и слышать. «Из истории об арабских подростках можно сделать вывод, что мир во всем мире зависит только от нас. Наша задача – распространять веру во всем мире, и это принесет мир».
В прошлом плечом к плечу с равом Шварцем вопросами сыновей Ноаха занимался и рав Менахем Бурштейн. Но сегодня рав Бурштейн в основном занят деятельностью организации «ПУА» . Поэтому львиная доля работы с бней-ноах легла на плечи рава Шварца, которого во всем мире называют «раввином сыновей Ноаха».

Насекомые на оранжевом фоне

Неожиданный успех поджидал рава в вопросе о проверке продуктов на наличие насекомых. Он считается одним из первых «раввинов по вопросам насекомых», тех, кто привлек должное внимание общественности к этой проблеме. Еще лет пятнадцать назад даже профессиональные кашрутные организации не были достаточно компетентны в этом вопросе. Рав Шварц рассказывает, как этот интерес возник у него: «Учащиеся ешивы «Поневеж» не доверяли поварам и назначали дежурных по кухне, следящих за кашрутом, особенно в том, что касалось отделения десятины и наличия насекомых. Я был одним из них. Я любознателен по своей природе и стремлюсь расширять свой кругозор. Заметив, что тема проверки пищи на наличие насекомых почти никак и никем не освещается, я отпечатал на ксероксе брошюру по этому вопросу. Брошюра попала в руки раву Фальку из Англии, написавшему, в свою очередь, подобное руководство на английском языке. Я попросил его переслать мне материалы, подумав, что по этой теме необходимо издать целую книгу».
Так в 1981 году вышла в свет книга «Кошерная пища – руководство по законам, касающимся насекомых». Иллюстрированные книги были изданы позже. Самой исчерпывающей из них стала книга «Законы насекомых», изданная Институтом Торы и Земли Израиля в Кфар-Дароме. «В один прекрасный день, – говорит рав Шварц, – Я увидел на рынке зелень из Гуш-Катифа. Я позвонил на предприятие и сказал: я раввин, детально изучающий вопросы, связанные с насекомыми в овощах. И я хочу, чтобы вы знали – вы делаете великую вещь!»
Позднее выяснилось, что слова рава Шварца очень ободрили зачинателей нового дела. Он отправился в Гуш-Катиф, чтобы дать жителям несколько полезных советов. (Тогда мне было, что им посоветовать, сегодня они – мои консультанты.) Рав всячески пропагандировал продукцию «Алей-Катиф» как во время уроков по законам проверки продуктов, так и в интервью для СМИ.
С тех пор продолжается связь рава с Гуш-Катифом. «Соблюдение кашрута дает нам право на заселение Святой земли. Я очень надеюсь, что эта заслуга защитит жителей Гуш-Катифа. Как сказано и в афтаре недельной главы «Кдошим»: «Насажу Я их на их земле, и не будут они больше вырваны со своей земли» .
Сегодня проблема червей и насекомых в пище стала существенным элементом самосознания религиозного общества. Организации по проверке кошерности обеспечивают надлежащие проверки, а «Эда ахаредит» даже организовала специальную лабораторию для проверки пищи на наличие червей.

НАХАЛь – не только для ортодоксов

Но, безусловно, одним из самых близких сердцу рава начинаний является создание харедимного подразделения Армии обороны Израиля. Один из учеников рава, из группы олим из России, в которой рав преподает на добровольных началах вот уже около пятнадцати лет, не мог найти себе подходящей ешивы. От него рав услышал об инициативе рава Бар-Хаима и других харедимных раввинов создать отдельное подразделение Цахала для харедимной молодежи, не нашедшей себе места в доме учения.
Рав Шварц обратился к раву Бар-Хаиму и предложил свое содействие. Он выступил с речью перед первым выпуском на базе «Ротем», и до сегодняшнего дня тесно связан с подразделением «Нецах Йеуда» (так официально называется НАХАЛь хареди). Рав является членом комиссии, наблюдающей за выполнением алахических требований в подразделении.
– Говорят, что в «харедимном Нахале» нет харедимных евреев?
- Это неправда, – рав резко опровергает подобное заявление. – В последнее время большинство призывников НАХАЛя – харедимные евреи. Есть и учащиеся национально-религиозных ешив и даже сыновья многих известных раввинов из числа религиозных сионистов, которые не хотели служить вместе с девушками. В подразделение вступает и «бунтующая» молодежь, которая здесь учится послушанию. С военной точки зрения подразделение является настолько успешным, что база «Адам», где солдаты проходят курс молодого бойца, обратилась к ЦАХАЛу с просьбой заменить экзаменаторов-женщин на мужчин, с тем чтобы подразделение смогло принять участие в конкурсе на звание образцового отделения ЦАХАЛа. Причем все это – без всякого вмешательства со стороны раввинов.
Спасение молодежи, переживающей кризис, не является, по мнению рава Шварца, единственной задачей «харедимного НАХАЛя». В трактате Хагига Талмуд говорит о трех категориях людей, о которых Всевышний ежедневно плачет. Одна из них – те, кто может заниматься Торой, но не занимается, – и это понятно. Но это и те, кто не может заниматься Торой, но занимается. «Немало чернил пролито, чтобы объяснить это место в Талмуде. Я же следую прямому смыслу. Мне тоже было тяжело учиться, и я должен был себя пересиливать, – говорит рав Шварц. – Но тут речь идет о ребятах, для которых принуждение является чисто внешним. Я верю, что существует дополнительный путь – не только путь колен Леви и Иссахара, которые постоянно учили Тору. Остальные колена Израиля не учились целый день, и тем не менее они тоже названы «колена Всевышнего». Мы должны вырастить поколение, которое будет постоянно жить в атмосфере Торы даже за стенами дома учения».

Следуя путями Виленского Гаона

От темы харедимного подразделения ЦАХАЛа мы переходим к центральному пункту мировоззрения рава Шварца – понимание сути нашей эпохи. На эту тему рав написал немало книг. Подход рава очень интересен: с одной стороны, – он очень похож на классический подход ортодоксального еврейства (отрицательное отношение к нерелигиозному сионизму), но, с другой стороны, он напоминает как раз религиозный сионизм последователей рава Кука (понимание, что мы живем в эпоху приближения Избавления и должны действовать параллельно Б-жественному вмешательству).
«Два железнодорожных состава отправились в путь, – так считает рав Шварц, – еврейство и сионизм, и в конце концов они неизбежно столкнутся друг с другом». Он цитирует слова писателя-сиониста Хаима Хазаза в его рассказе «Проповедь», где он открыто признает следующее: «Сионизм и еврейство – это совсем не одно и то же, а две разные вещи, и, естественно, вещи взаимоисключающие... Сионизм – это не продолжение, не лекарство, а искоренение и уничтожение».
– Весь сионизм – вещь отрицательная? А как же рав Кук?
– Рав Кук не был сионистом. Он был евреем. Мы не можем игнорировать тот факт, что сионизм является альтернативой иудаизму. Всевышний дал нам знак, но мы не вняли уроку сионистского конгресса, проголосовавшего за план Уганды. Тогда мы еще не поняли, что сионизм не есть истинная связь с Землей Израиля, а всего-навсего попытка решения национального вопроса. Вам наверняка известны слова рава Кука, что тот, кто предан исключительно национальной идее, в конце концов будет ненавидеть и еврейский народ, и Землю Израиля.
– А что касается религиозного сионизма?
– Возможно, люди сами себя называют «сионистами», но на самом деле они следуют концепции Виленского Гаона, который считал, что Избавление необходимо ускорить заселением Земли Израиля. Активным, а не пассивным. Есть три направления: согласно первому, не надо ничего делать и все, что мы будем делать, только помешает ходу событий, приближающему Избавление. Второе, сионистское направление, гласит: «Возьмем судьбу в свои руки». Третье направление – это концепция Виленского Гаона, согласно книге «Коль атор». Согласно нему, мы должны стать партнерами Всевышнего в этом мире и конкретными действиями приближать Избавление. Я верю, что на небесах принята именно эта концепция, ибо за нее говорят непреложные факты: центр Торы сегодня находится в Земле Израиля. Мы должны понять величие нашего времени.
Я объясняю это так: за границей у нас был «шабес-гой» , в Израиле у нас был «аидише гой» , а сейчас Всевышний ждет, когда же настанет час «аидише ид» . Другими словами, за границей мы оставили все общественные посты в руках нееврев. В Израиле мы оставили их в руках нерелигиозных сионистов, мол, пусть они сами ломают голову. Но Всевышний желает, чтобы мы приняли ответственность на себя. Перед моими глазами всегда стоят слова Хатам Софера: отказ от строительства Эрец-Исраэль под предлогом, что это отрывает человека от Торы, равнозначен отказу надевать тфилин, чтобы не отрываться от Торы.
– Но Хазон Иш считал по-другому.
– Я не думаю. Когда Хазон Иш посетил кибуц «Хафец-Хаим» в период его становления, он написал, что в нем надежда на реализацию пророчества о возвращении сыновей к своим границами. И конечно, таково было мнение Хафец Хаима, который, по свидетельству сына, рассматривал декларацию Бальфура как один из этапов Избавления.

Избавление не придет само собой

– Что, по мнению рава, надо делать сегодня?
– Строить Землю Израиля. Поясню: почему на пост мэра Иерусалима был выбран харедимный еврей? Потому что он основал «Яд-Сара». Почему влияние религиозных евреев в Нетании непропорционально их числу? Потому что они открыли там больницу «Ланиадо». Если ты заботишься о материальных благах человека, он уверен, что ты действительно хочешь ему помочь. Так устанавливается прочная связь с обществом. Мне известен только один закон, принятый по инициативе ортодоксального еврея на благо всего общества. Это закон Абрамовича, обязывающий пристегиваться ремнями в частном транспорте. Но и это, скорее всего, потому, что речь здесь идет о жизни и смерти. Необходимо заботиться о материальном благе общества. Об этом сказали наши мудрецы: «Творец не войдет в Высший Иерусалим, прежде чем не войдет в Иерусалим Земной». ЗаКА и «Ацала» идут по этому пути.
Катастрофа привела к краху диаспоры, договоры в Осло – к краху левых, а план размежевания – к распаду правых. Все это для того, чтобы мы поняли: главная задача лежит на плечах тех, кто соблюдает заповеди Торы. Потому что только они по-настоящему понимают, что такое Земля Израиля и что такое еврейский народ. Религиозное общество должно стать во главе промышленности и науки, научиться руководить армией, полицией, экономикой и генной инженерией по законам Торы. Мне жаль, что это мышление все еще остается достоянием отдельных личностей, а не общества в целом. Возложенная на нас ответственность чрезвычайно велика.
Всевышний дает нам знать, что надо шагать не под знаменем сионизма, а под знаменем еврейства. Чем сильней мы прикрепимся к Торе и будем за нее бороться, тем крепче осядем в Земле Израиля… По мнению Виленского Гаона, Избавление не придет само по себе – его необходимо приближать!

Перевод: Хая Мошевицкая

ПЕРЕВОД СТАТЬИ из газеты БЕШЕВА любезно предоставлен редакцией нового религиозного журнала на русском языке "Черным по белому"...
 
Утешителин - автор электронного журнала Стихи.Ru Svetlana's site... Jerusalem chronicles
html counterсчетчик посетителей сайта